Высшее образование дистанционно






За рубежом дистанционное обучение давно стало привычным. Впервые принципы такого образования были реализованы в 1969г. Открытым университетом Великобритании. Педагоги и студенты общались посредством переписки и двустороннего радио. Технический прогресс шагнул далеко вперед, и теперь коммуникации осуществляются средствами интернета. В 2012г. в России Федеральным законом был легализован данный формат образования. С этого времени неуклонно растет число желающих получить высшее образование дистанционно. Косвенно о росте желающих и готовности людей обучаться самостоятельно свидетельствует всё увеличивающееся число образовательных каналов (YouTube).
Согласно статистическим данным в высшем образовании дистанционное обучение оказывается привлекательным для возрастной группы 18-35лет. Это легко объяснить. Ведь это активнейшие интернет-пользователи, лояльно относящиеся к дистанционному формату общения. Его преимущества очевидны:
- отсутствие территориальных ограничений: одинаково учиться можно хоть в глубинке, хоть в столице;
- решение социальных проблем: уезжающие на учебу выпускники редко возвращаются назад;
- финансовая доступность: стоимость «дистанционки» вдвое-втрое меньше «обычного» образования, отсутствуют сопутствующие обычному образованию траты;
- экономия времени;
- объективность оценивания: экзамен, зачеты, тестирование проходят в электронной форме, в специальных программах;
- отсутствие возрастных ограничений.
Сейчас всё больше возможностей получить высшее образование дистанционно в государственном вузе. Обычно оно представляет собой вид заочной формы обучения, реализуемый с помощью особых дистанционных технологий. Почти всегда оно платное. Если говорят о бесплатной «дистанционке», то подразумевают классическую «заочку» с ограниченным применением дистанционных технологий: доступ к электронным ресурсам, пересылка заданий, учебных материалов по электронке и др.
Особым спросом пользуется получение дистанционно в государственном вузе второго высшего образования. У человека уже есть опыт обучения в вузе, есть четкие ориентиры, зачем ему это надо. Дистанционно можно учиться на любом уровне: бакалавриате/специалитете, магистратуре, по программам допобразования, повышения квалификации.
Многие вузы, принимая на «дистанционку» предлагают экзамен в виде тестирования. Однако ряд категорий граждан могут получать высшее образование дистанционно без вступительных экзаменов: поступающие на второе высшее, имеющие среднее профобразование по соответствующему профилю, имеющие неполное высшее/среднее профобразование и работающие по профилю минимум 2 года, и все те, кто имеет право бесплатного обучения на всех формах (льготники, победители олимпиад и др.).
Выбирая дистанционное обучение, нужно знать, на что первоначально стоит обратить внимание:
- образовательная сеть вуза должна иметь унифицированные центры доступа и общее информационное пространство;
- доступность учебных материалов, видеолекций, скайп-консультаций, которые являются абсолютной и равноценной заменой бумажных носителей;
- лекции должны начитываться высококвалифицированными преподавателями, а не дикторами;
- программы, материалы для профильных предметов, разработанные непосредственно ППС вуза, дают возможность обучаться по уникальным методикам;
- должна быть отлично налажена обратная связь;
- система контроля знаний должна быть электронной, это обеспечит объективность.