Синдром хронической неуспешности


28 июня 2013 09:54

Синдром хронической неуспешности

            Плохое обучение в школе довольно часто объясняется не только простой ленью и неспособностью учителя правильно преподать предмет. Нередко проблема кроется в более серьезном. Психологи отмечают довольно широкое распространение такого явления, как синдром хронической неуспешности, который может сложиться в дошкольном либо в младшем школьном возрасте. При данном синдроме межличностная ситуация развития характеризуется несовпадением ожиданий взрослых и достижений ребенка. Риск возникновения такого явления появляется в случае, когда с ребенком начинают систематически заниматься и результат категорически не устраивает педагога или родителей.

 

            Чаще всего в младшем, среднем дошкольном возрасте родители редко проявляют повышенный интерес к успешности ребенка в решении задач и выполнении различных заданий. Отношение к ребенку, оценка его в плане «хороший» или «плохой» определяется иными критериями – его поведением дома в бытовых ситуациях и с другими детьми, уровням послушания и т.д.

 

            Во время подготовки малыша к школьному обучению либо немного позже, в первом классе, отношение родителей к неудачам и успехам ребенка резко меняется. Теперь мерилом его «хорошести» становятся успехи – то, насколько хорошо он учится, насколько сообразителен и какими знаниями обладает, как легко решает задачи и выполняет задания. К неудачам и трудностям, которые неизбежны в школьном обучении, родители стараются относиться резко отрицательно, таким образом, мотивируя ребенка на хорошее обучение. Но ребенок воспринимает это как своеобразный сигнал о том, что любить его будут только в случае успешности обучения. Далеко не все дети могут самостоятельно справиться с таким грузом и оправдать родительские ожидания.

 

            Аналогичный эффект появляется, если ожидания родителей, которые сильно озабочены достижениями ребенка с самого его детства, сильно завышены. Если малыша начинают учить писать и читать с трех лет, а он не проявляет успехов на протяжении минимальных сроков, родители становятся недовольны отсутствием признаков вундеркинда и тяжесть такой ответственности ложится на ребенка. А понять, что он и не должен все уметь в три года, малыш не способен. Поэтому ему просто приходится довольствоваться подсознательным осознанием того, что его не любят из-за отсутствия успехов в учебе и что добиться любви он может исключительно хорошим обучением. Это провоцирует обратный эффект и ребенок, из-за боязни сделать что-то не так, вообще ничего не делает, становясь хронически неуспешным.

 

            Для хронической несупешности характерны такие проявления реакции социального окружения, как постоянная негативная оценка действий и умений, большое количество замечаний, вечное недовольство педагога и родителей. В результате таких действий в ребенке появляется и постоянно поддерживается тревога. Пропадает уверенность в себе, существенно снижается самооценка. Чаще всего позиция младшего школьника с синдромом хронической неуспешности касательно себя – представление себя как безнадежно плохого ученика.

 

Следствия высокого уровня тревоги – непродуктивная трата времени на совершенно не существенные детали, постоянная боязнь сделать что-то не так, отсутствие концентрации и т.д. В таком случае родителям желательно обратиться к психологу для совместного с ребенком прохождения терапии – учиться относиться к успехам и неудачам по-иному придется всем членам семьи.


Комментарии:

Добавить комментарий

Обратите внимание: комментарии оставленные посетителем не зарегистрированным на сайте будут размещены после проверки модератором. Комментарии зарегистрированных посетителей размещаются на сайте сразу.


Выберите тип жалобы

Вместе с этой статьей читают

14 августа 2017 08:17

О чем нужно читать родителям

Воспитание – дело сложное. А вот благодарное или нет – зависит непосредственно от понимания некоторых важнейших моментов родителями. Педагогическое образование, специальные родительские курсы, конечно же, помогут, но и это не является достаточным. Повышать свою родительскую квалификацию, как и любую другую, нужно постоянно. И здесь на подмогу придут книги.

20 июня 2017 13:51

Высшее образование: психолог

В течение последнего года произошли некоторые изменения в сфере образования. Часть из них связана с введением закона, предписывающего защищать детей от вредной информации; другая – с усилением внимания к людям с ОВЗ. Кроме того, высказывания главы Минобра о необходимости усиления роли психолога в образовательных учреждениях, вызванные рядом факторов: нашумевшими на всю страну «группами смерти», играми детей «Беги или умри», «Спрячься на 24часа», прогнозируют рост популярности и востребованности профессии психолога.

13 июня 2017 08:08

Высшее юридическое образование

Профессия юриста всегда была престижной, востребованной и актуальной. В современное время правовая поддержка необходима как обычным людям, так и крупнейшим компаниям. Рассмотрим привлекательность юридического образования и определим лучшие вузы в данном направлении подготовки.

29 мая 2017 07:00

Школа позади: как выбрать колледж?

Перед родителями старшеклассников уже достаточно остро стоит вопрос выбора учебного заведения для детей. Многие предпочитают среднее специальное образование высшему – меньше времени понадобится студентам на то, чтобы овладеть профессией и начать строить карьеру. Как выбрать подходящий колледж среди множества сегодняшних предложений?

22 мая 2017 08:03

Федеральные университеты России

Основной целью формирования федеральных университетов является целенаправленное развитие системы ВПО путем оптимизации регионального образования и создания устойчивых связей высшего образования с экономикой федеральных округов.

15 мая 2017 08:00

Вузы с военной кафедрой

Молодым людям часто советуют поступать не в простой вуз, а в вуз с военной кафедрой. Это позволит избежать призыва в армию в качестве простого солдата. Рассмотрим, что собой представляет военная кафедра, кто может там учиться, и определим, чем она отличается от Учебных военных центров.

12 мая 2017 17:07

Отсрочка от армии по учебе в 2017г.

В период весеннего/осеннего призывов очень актуальной становится проблема получения отсрочки. Все знают, что ее дают, но не всегда четко понимают, кому, при каких условиях она положена с позиций законодательства. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты предоставления  отсрочки с учетом изменений 2017г.

11 мая 2017 18:27

Высшее образование дистанционно

Экспертами прогнозируется радикальное изменение ситуации в образовании. Это связано с возросшим интересом к дистанционному образованию и откликом вузов на этот интерес. Большую роль сыграло «узаконивание» дистанционной формы обучения. В статье мы рассмотрим  преимущества и специфику такого образования, укажем, на чем акцентировать внимание при выборе дистанционного обучения.