Самоопределение без оружия


02 декабря -1 00:00

Самоопределение без оружия

   В этой школе есть своя конституция, свои органы власти и свои законы. А также свой суд чести, перед которым предстают виновные в нарушении законов. В общем, можно сказать, что здесь уже много лет создают свою собственную модель общества, обращаясь время от времени к опыту прошлых эпох. Речь идет об известной "Школе самоопределения" Александра Тубельского, в экспериментальном предназначении которой попыталась разобраться Наталия Тютюненко.


   С точки зрения внешней презентабельности широко известная "Школа самоопределения" как-то не впечатляет: обычное серенькое, далеко не новое здание. Единственное, что бросается в глаза,- цельная железная конструкция из кругов, лесенок и всяческих перекладин, соединенных между собой во дворе школы. На конструкции повисли несколько обычных школьников лет двенадцати. У них переменка.
   Обращаю внимание на эту конструкцию, как оказалось позже, не зря. Она построена по специальным схемам уникальным мастером Олегом Померанцевым, который как раз и занимается нестандартными конструкциями из металла. Построена потому, что Тубельский уверен: у детей должно быть как можно больше жизненного пространства - места, где дети могли бы играть, отдыхать, развиваться умственно и физически.
   В остальном все на первый взгляд просто. Обычные, правда, довольно уютные классы, не блещущие супердорогой техникой. Скорее поражающие отсутствием таковой, хотя компьютерный класс в школе есть. Обычная столовая, где за 11 рублей можно подкрепиться стаканом сока с булочкой. Обычные ученики. В общем, самая обычная школа - делаю вывод, бегло осмотревшись, забывая об одном маленьком уточнении: экспериментальная. Как выясняется, забываю напрасно.

СЛОВО О ПОГРУЖЕНИИ    Из школьной столовой выходят двое мужчин в сандалиях на босу ногу, обернутые в простыни. Они бурно жестикулируют, обсуждая что-то, видимо, крайне важное. Они бы жестикулировали еще активнее, если бы не тарелки с пирожками в руках. Окружающие не обращают на них внимания. Просто в одном из классов идет погружение в античный период. А это - учителя, которые решили подкрепиться на переменке.
   Погружение - один из любимых терминов учителей и учеников школы Тубельского. Погружение - это система обучения, при которой всю неделю или несколько дней подряд изучается один и тот же предмет. Например, если у шестого класса идет погружение в математику, то в расписании стоит по четыре-пять уроков математики (правда, уроки здесь длятся всего 35 минут). История, география, словесность на этот период отодвигаются на второй план и появляются в виде редких довесков к основному предмету, только если это необходимо для повторения.
Погружение "по Тубельскому" - это система обучения, при которой всю неделю или несколько дней подряд изучается один и тот же предмет.

   После погружения в математику идет погружение в словесность и т. д. Правда, физкультуры, рисования и ритмики изменения, связанные с погружениями, не касаются: они дают возможность немножко отдохнуть от предмета и сменить вид деятельности.
   Сам термин и общие принципы погружения известны давно. Их в своей книге "Объять необъятное" раскрыл академик Михаил Щетинин. Но здесь эти общие принципы реализуются в конкретных условиях. Каждый раз с новыми детьми, то есть каждый раз с чистого листа. Поэтому - эксперимент.
   - Пять уроков по одному и тому же предмету, наверное, выдержать очень сложно ? - осторожно интересуюсь у ученицы десятого класса, которую мне выделили в качестве экскурсовода.
   - Я сюда только год назад пришла, мне сначала было сложно,- объясняет она.- Потом привыкла. Зато удобно делать уроки: в старой школе надо было пять предметов готовить, а здесь только один.
   - Учиться здесь труднее? - продолжаю разведку.
   Девочка на минуту задумывается.
   - Наверное, здесь просто интереснее.
   Директора школы № 734 Ольгу Лебедеву мой приход огорчил. Точнее, не сам факт моего появления (к журналистам здесь относятся дружелюбно, но без пиетета: привыкли), а то, что я не застала лицейской недели, во время которой школа № 734 преображается до неузнаваемости. Лицейской эта неделя называется потому, что она посвящена пушкинской эпохе и, в частности, периоду его обучения в Царскосельском лицее.
Структура учебного дня варьируется. Решение - что будем делать сегодня - принимается голосованием, в котором участвуют и учитель, и ученики.

   На время лицейской недели здесь трансформируется практически все. В школу ходят в длинных платьях и гусарских костюмах. Мальчики и девочки, как и полагалось в XIX веке, учатся раздельно. Дамы посещают "пансион благородных девиц", а кавалеры грызут гранит науки в "университете". В расписании значатся предметы "Моя родословная", "Кино" (естественно, о пушкинской эпохе) и "Верховая езда", один из самых любимых мальчишками уроков, так как после изучения теории есть часы, отведенные практике. Практика проходит здесь же, в соседнем Измайловском парке. Лошадь - настоящая.
   - В этом году из мальчиков решили сделать гусар, - рассказывает Ольга Лебедева. - В результате пришлось повозиться с костюмами. Попробуйте найти, например, подходящие пуговицы для гусарских мундиров. Метались по всему городу, перенервничали, но нашли.
   В конце лицейской недели - первый бал. Приглашения на мазурку и полонез (настоящие, по всем правилам - этому тоже учат), выбор партнерши вслепую по ленточкам, собранным у девочек, обсуждение нарядов - все "как взаправду". И то, что у "дамы" бальное платье сочетается с кроссовками, уже как-то не важно. Заигрываются все, и в первую очередь сами педагоги.
   Это - тоже погружение в рамках научно-образовательного эксперимента. Погружение, ставшее многолетней традицией. Как результат - эмоциональный опыт: у ребенка появляется собственное отношение к изучаемой эпохе, формируется целостное представление о ней. Во всяком случае, тот, кто провел не один час, разучивая мазурку, вряд ли забудет, что это такое.

НЕСТАНДАРТ    Главное определение того, что здесь происходит,- нестандарт. Стандартов здесь не любят. Господин Тубелъский - известный противник любой стандартизации школьного образования. Мотивирует это тем, что ни ребенка, ни педагога нельзя загонять в рамки. "Почему у нас в школах так мало преподавателей-мужчин? - рассуждает генеральный директор "Школы самоопределения", заведующий лабораторией педагогики самоопределения Александр Тубельский, которого я еле успела выдернуть для беседы в перерыве между заседанием совета школы и лекциями в каком-то вузе.- Потому что для мужчины творчество необходимо. Ему сложно представить себе, что он из года в год будет заходить в один и тот же класс, объяснять, а потом спрашивать один и тот же параграф. Скучно!"
   Педагогам "Школы самоопределения", а среди них предостаточно мужчин, скучать не приходится. Сегодня коллектив учителей, работающих с учениками одной параллели (например, с пятыми классами), может выбрать любую форму проведения занятий (погружение, обычные уроки и т. д.) и по-своему расставить акценты, что, собственно, и делают. На то это и "Школа самоопределения". И Тубельский, и директор школы Ольга Лебедева педагогам доверяют. Тем более что "из интереса" здесь работают преподаватели, которых приглашают читать лекции в вузы. В школе же их удерживает именно свобода творчества.
   Отрицание стандартов и свобода творчества начались еще 18 лет тому назад, когда, собственно, в школу № 734 пришел Александр Тубельский и школа начала превращаться в НПО - научно-педагогическое объединение. Сегодня НПО включает в себя детский сад № 869, школу № 734, а также научно-исследовательское подразделение.
   Поэтому у этой школы свой язык. Его специально, конечно же, никто не придумывал. Просто постепенно в ходе эксперимента термины "погружение", "жизненное и образовательное пространство", "разновозрастные группы", "самоопределение", "суд чести" стали понятными и необходимыми для всех. Кроме посторонних, разумеется.

ОТ ТРЕХ ДО ДЕСЯТИ...    В обстановку эксперимента дети попадают еще в детском саду, куда принимают в трехлетнем возрасте. Здесь не готовят к школе в общепринятом смысле, не учат чтению, счету и т. д. Здесь выращивают растения, занимаются ручным трудом, музыкой, физкультурой, учат взаимодействовать с другими людьми (именно поэтому обучение идет в разновозрастных группах, чтобы ребенок, приходя в школу, имел опыт общения и со сверстниками, и со старшими или младшими детьми). Составлять планы занятий с детьми педагоги отказываются принципиально. Воспитатели ориентируются на "сегодняшнюю потребность ребенка".
   В школе эксперимент продолжается. Начальная школа может быть здесь трех-, четырех- и пятилетней. Это зависит от решения учителей. Обучение счету и письму ведется в индивидуальном для каждого ребенка темпе. Сама структура учебного дня тоже варьируется. Решение - что будем делать сегодня - принимается голосованием, в котором участвуют и учитель, и ученики.
   Попадаю в один из третьих классов посреди урока. Парты расставлены буквой "П". В центре - девочка с самодельной аппликацией. На доске довольно странный список, включающий пункты "Диктант", "Таблица умножения", "Чай с Никитиным пирогом", "Чтение своих книг", "Планы на завтра" и "Пресс-конференция", на которую я, собственно, и попала. Это план рабочего дня.
   - Господа журналисты, у кого-нибудь еще есть вопросы? - обращается к классу учительница,
   Вопросы есть.
   - Скажите, как долго вы работали над этой картиной?
   - Какое у вас при этом было настроение?
   - А погода влияла на то, какие вы выбрали цвета?
   - Считаете ли вы себя творцом данной картины?
   Ответы - не менее серьезные:
   - Я не считаю себя творцом, потому что не смогла сделать картину такой, какой придумала, все получилось хуже.
    "В такой форме мы учим детей презентовать себя,- поясняет мне учитель Татьяна Меньшова после урока. - Они учатся задавать вопросы и отвечать на них, учатся держаться перед аудиторией и защищать свои проекты". Это как раз те самые универсальные умения, о которых говорит Тубельский.

...И СТАРШЕ    Следующий урок - в актовом зале. Седьмые классы делятся на "университетских" и "ремесленников", то есть выбирают, какие предметы изучать дополнительно. Снова идет самоопределение. "Ремесленные" предметы - батик, гончарство, столярное и слесарное дело, шитье. "Университетские" - информатика, иностранный язык, кулинария, проектирование. Буря эмоций, когда два выбранных предмета идут в одно и то же время, и попасть на оба никак не получится.
   Средняя школа - время, когда ученики Тубельского пробуют себя в разных сферах, изучают разные предметы, пытаются разобраться, что им интересно, что нет. "Ищут свой пол и потолок", как любит говорить Александр Тубельский. Начиная с девятого класса они должны определиться и изучать те предметы, которые, по их мнению, понадобятся им для поступления в вуз и для жизни.
   Примечательно, что отметок в школе № 734 не ставят вплоть до седьмого класса. Впрочем, этим продвинутого родителя сегодня не напугаешь. За отмену отметок выступают многие, начиная со сторонников вальдорфской педагогики и заканчивая маститыми педагогами вроде Шалвы Амонашвили. Вместо отметок - "качественно-содержательная характеристика", в которой отмечаются все продвижения ребенка и даются указания, над чем ему нужно поработать. Примечательно, что успехи ребенка сравнивают только с его собственными прошлыми результатами. Уважают личность.
   В конце учебного года - творческие экзамены, на которых проходит защита самостоятельной работы - она готовится в течение всего учебного года. Работа показывает, чему научился школьник за этот год. При этом присутствовать на защите работы может кто угодно - родители, друзья - но при условии, что защищающийся пригласит их сам.

Бывало, что директор принимала решение об исключении. Но все виновные пользовались правом оспорить это решение на совете школы и... оставались в школе.
ЖИЗНЬ "В ЗАКОНЕ"    Меня все время мучил вопрос: как здесь удерживают дисциплину, если на детей не кричат, не наказывают, двоек не ставят и т. д. Я, конечно, не изверг, но прекрасно понимаю, что дисциплину как-то поддерживать нужно.
   Вот тут и выясняется, что в "Школе самоопределения" действует своя собственная конституция, совет школы и суд чести. Которым гражданам школы приходится подчиняться.
   Есть, например, закон "О защите чести и достоинства", где записано, что помимо рукоприкладства, шантажа, запугивания и всевозможных моральных издевательств запрещается "унижение человеком своего собственного достоинства в глазах окружающих людей". То есть "появление в состоянии алкогольного опьянения", "истязание животных", "добровольное принятие на себя образа и функций раба ("шестерки")", "распространение заведомо ложных измышлений (клеветы), порочащих честь и достоинство личности". Особенно оживленно обсуждается такой животрепещущий законопроект, как "Положение о дискотеке". Хотелось бы чаще, но пока только по праздникам.
   В предвыборном выступлении на вопрос из зрительного зала: "Будут ли выборы честными?", один из политиков отшутился: "Честные выборы могут быть только в 734-й школе". Речь шла о выборах в совет школы и суд чести. Все как полагается: выдвижение и самовыдвижение кандидатов, избирательная комиссия, регистрация кандидатов, агитация с распространением листовок и митингами в школьном вестибюле и, как результат баталий,- выборы тайным голосованием. Важно отметить, что в совет школы выбирают из 12 человек пятерых взрослых и семерых детей. Причем детей в обязательном порядке должно быть больше. То же самое касается органа судебной власти - суда чести.
   Решения совета школы и суда чести могут быть самыми плачевными для нарушителя. Могут выгнать. Могут отстранить от школы. Но это в теории. Ольга Лебедева в последние несколько лет случаев, когда учеников за нарушение исключали, не припомнит. Конфликты возникают (в какой школе дети, к примеру, не дерутся?). Бывало, что директор принимала решение об исключении. Но все виновные пользовались правом оспорить это решение на совете школы, находили поручителей и защитников и... оставались в школе.
   В конце пребывания в школе начинаю понимать, почему мне трудно сформулировать для себя ее суть. Потому, что она напоминает трансформер: все постоянно меняется, подстраивается под интересы детей и учителей. Родителей, приводящих сюда своих чад, к такой экспериментальной неуравновешенности подготавливают заранее. А детям, по моим впечатлениям, это нравится и без подготовки.



Наталия ТЮТЮНЕНКО
По материалам журнала "Комерсантъ деньги"
№ 46 [451]24-30 ноября 2003

 


Комментарии:

Добавить комментарий

Обратите внимание: комментарии оставленные посетителем не зарегистрированным на сайте будут размещены после проверки модератором. Комментарии зарегистрированных посетителей размещаются на сайте сразу.


Выберите тип жалобы

Вместе с этой статьей читают

14 августа 2017 08:17

О чем нужно читать родителям

Воспитание – дело сложное. А вот благодарное или нет – зависит непосредственно от понимания некоторых важнейших моментов родителями. Педагогическое образование, специальные родительские курсы, конечно же, помогут, но и это не является достаточным. Повышать свою родительскую квалификацию, как и любую другую, нужно постоянно. И здесь на подмогу придут книги.

20 июня 2017 13:51

Высшее образование: психолог

В течение последнего года произошли некоторые изменения в сфере образования. Часть из них связана с введением закона, предписывающего защищать детей от вредной информации; другая – с усилением внимания к людям с ОВЗ. Кроме того, высказывания главы Минобра о необходимости усиления роли психолога в образовательных учреждениях, вызванные рядом факторов: нашумевшими на всю страну «группами смерти», играми детей «Беги или умри», «Спрячься на 24часа», прогнозируют рост популярности и востребованности профессии психолога.

13 июня 2017 08:08

Высшее юридическое образование

Профессия юриста всегда была престижной, востребованной и актуальной. В современное время правовая поддержка необходима как обычным людям, так и крупнейшим компаниям. Рассмотрим привлекательность юридического образования и определим лучшие вузы в данном направлении подготовки.

29 мая 2017 07:00

Школа позади: как выбрать колледж?

Перед родителями старшеклассников уже достаточно остро стоит вопрос выбора учебного заведения для детей. Многие предпочитают среднее специальное образование высшему – меньше времени понадобится студентам на то, чтобы овладеть профессией и начать строить карьеру. Как выбрать подходящий колледж среди множества сегодняшних предложений?

22 мая 2017 08:03

Федеральные университеты России

Основной целью формирования федеральных университетов является целенаправленное развитие системы ВПО путем оптимизации регионального образования и создания устойчивых связей высшего образования с экономикой федеральных округов.

15 мая 2017 08:00

Вузы с военной кафедрой

Молодым людям часто советуют поступать не в простой вуз, а в вуз с военной кафедрой. Это позволит избежать призыва в армию в качестве простого солдата. Рассмотрим, что собой представляет военная кафедра, кто может там учиться, и определим, чем она отличается от Учебных военных центров.

12 мая 2017 17:07

Отсрочка от армии по учебе в 2017г.

В период весеннего/осеннего призывов очень актуальной становится проблема получения отсрочки. Все знают, что ее дают, но не всегда четко понимают, кому, при каких условиях она положена с позиций законодательства. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты предоставления  отсрочки с учетом изменений 2017г.

11 мая 2017 18:27

Высшее образование дистанционно

Экспертами прогнозируется радикальное изменение ситуации в образовании. Это связано с возросшим интересом к дистанционному образованию и откликом вузов на этот интерес. Большую роль сыграло «узаконивание» дистанционной формы обучения. В статье мы рассмотрим  преимущества и специфику такого образования, укажем, на чем акцентировать внимание при выборе дистанционного обучения.