Подростковые психологические тренинги: дань моде или жизненная необходимость?






Возраст 12-17лет – самый сложный в жизни человека. Подростковый период. Пожалуй, не найдется родителя, не тревожащегося о том, как у его сына или дочки пройдет это время. Смогут ли они преодолеть кризисный возраст, сохранив хорошие отношения, без особых потерь. Слишком сильна нагрузка на психику ребенка, ведь меняется все: отношение к миру, себе, близким, вкусы, взгляды, манера общения. Становление личности – процесс эмоционально болезненный. Ребенку нужна помощь.
Важно понимать, что возможная бравада, отрицание очевидного, пренебрежение привычными ценностными ориентирами – всего лишь способ защиты. Подросток не всегда догадывается, что именно с ним происходит. Половое созревание, игра гормонов, выпускные экзамены – груз на психику может оказаться непосильным. Во избежание срывов, следует замечать все изменения в ребенке, относиться с пониманием, не обижаться, не закрываться и отгораживаться от него. Ребенку тяжелее, чем родителям. Это факт. Поэтому если у вас не получается помочь ребенку, лучше заранее позаботиться о подборе подходящих тренингов.
Тренинги – это не блажь, не модное времяпрепровождение, как считают некоторые. Это профессиональная помощь. Помощь вашему ребенку. Можно, конечно, обратиться и к школьному психологу, но практика показывает, получить согласие подростка удается редко. А тренинги воспринимаются детьми, как посещение кружка, секции. Да и программы тренингов выходят за рамки работы с психологом. Хорошо зарекомендовали себя тренинги в Йошкар-Оле, Москве, Петербурге и других крупных городах, где развито методическое обеспечение образования, однако и в небольших городах можно подыскать неплохие тренинговые занятия.
Наиболее популярны подростковые тренинги по следующим направлениям:
• укрепление психического здоровья;
• реализация творческого потенциала;
• формирование интереса к познанию, исследованиям, учебе;
• снятие зажатости и формирование успешности, веры в себя;
• развитие навыков межличностного общения;
• психологическая подготовка к экзаменам;
• профориентация;
• разрешение конфликтов;
• контроль и адекватное выражение эмоций;
• снижение тревожности и повышение самооценки;
• осознание себя, своего места, своей социальной роли.
Тренинг подразумевает добровольность, поэтому принуждение к занятиям не даст ожидаемых результатов. Но чаще всего подросткам тренинги нравятся. Они дают чрезвычайно важное для этого возраста чувство принадлежности к группе. Ощущение одиночества, типичное для подростка, появляется у них значительно реже, нежели у сверстников, не посещающих тренинги. Еще один плюс тренингов – целенаправленность. Это не просто совместное пребывание. Есть программа и конкретизированные цели.
Поэтому посещающие тренинговые занятия дети становятся более уверенными, они нацелены на успех. Как следствие – им все удается легче: легче наладить контакты, подружиться, легче знакомиться с девушками/юношами, даже период экзаменов им легче пережить, потому что на тренингах доминирует позитивное мышление.
Тренинг – не панацея, это эффективный инструмент помощи ребенку. Ошибочно думать, что записал ребенка на тренинговую программу и на этом родительская миссия исчерпана. Тренинг не заменит любовь и понимание родителей, откровенных бесед, совместного времяпровождения. Однако он может стать хорошим подспорьем в период взросления и сделать этот сложный период еще и счастливым.